Читаю старое издание "Мир человека", тридцатилетней давности выпуска и безумно хочется поделиться ,для дальнейшего осмысления.
"Ты хочешь знать что я изображал на пергаменте? Земли, моря, храмы, людей, богов. Богов, умеющих страдать, переживать, как люди. Людей, умеющих быть сильными духом , как боги. Разве боги людям не сродни?"
ТОРОС РОСЛИН
В прекрасной статье Т.Зурабяна взволнованно рассказывается о великом художнике Киликийской Армении, сыне своей родины, сумевшем передать в своем искусстве миниатюриста художественные идеалы эпохи.
" Льет дождь,хлещет ветер, уходит и приходит солнце, кружится , кружится и возвращается на круги свои. Вырастают и вымирают деревья. заполняются и высыхают моря. И человек в длиннополой мантии смотрит вдаль. Куда смотрят его глаза, что они видят?.."
"Представляю его задумавшимся на берегу Евфрата, перед порталами монастырей, представляю его на площадях Сиса и Ромклы, созерцающим сборища городских синьоров, ритуалы в церквах, мерное шествие патрицианок. А на площадях толпятся люди, и солнечные лучи покачиваются на морской глади.
Пользуясь покровительством короля и католикоса, он был вхож в их хоромы, где поэты читали стихи, ученые – трактаты, миниатюристы знакомили со своими творениями. Общение с этими людьми , конечно, не прошло даром. Но мог ли он ограничивать себя впечатлениями, которые получал на своей родине? Наверное , перед ним вставали новые страны, новые миры, и он спешил запечатлеть их на пергаменте Иначе откуда в его миниатюрах эти остроконечные шпили, фантастические башни, триумфальные арки, колокольни, столь далекие от киликийского зодчества?"
Многие художники своим " внутренним зрением" видят будущее.Как у А.А.ФЕТА :" Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,
Только художник на всём чует прекрасного след."
След настоящего и будущего.
Далее Т.ЗУРАБЯН в своем очерке пытается приблизиться к раскрытию тайны творчества РОСЛИНА, скрытые забытыми развалинами Ромклы.
"В первый период своего творчества Рослин мало чем отличается от современников. Но в последующих периодах он уже прибегает к более совершенным методам.
Здесь нет традиционной "многоэтажности" в расположении фигур, а есть своеобразная ярусность, ритмичность.Конечно, Рослин не знал законов перспективы, но интуитивно, на ощупь , чувствовал ее. Он искал, неведомое влекло его, будило новые творческие импульсы. Чимабуэ тогда еще не расписал стен церкви Сан-Франческо в Ассизи, Джотто не родился, не было Альберти – автора знаменитого трактата о перспективе. Трудно приходилось этому человеку в творческом одиночестве."
Сохранилось всего лишь семь рукописей Рослина. Но появлялись анонимные, более зрелые, отточенные, в его манере. Если эти, анонимные, работы не причислять Рослину, то его творческий путь длился всего 12 лет.
"Но не много ли совпадений: один художник неожиданно уходит с арены , другой появляется так же неожиданно, но уже зрелым мастером? Имя этого мастера неизвестно, рукописи о нем молчат. Ученые до сих пор спорят, выясняют истину."
Торос Рослин оставил загадку для будущих поколений.
Миниатюры Рослина упорно прятали в темницах, монастырских кельях, чтобы спасти их: история Рослина – история его народа."
Киликия в то время представляла лицо армянского искусства и ХIII век для нее – свой век Перикла. В стране чеканилось золото, серебро, древние образы извлекались из-под земли, торжествовала мысль. Талантливая молодежь из различных стран обучалась здесь риторике, философии, астрономии.