ninaart.spybb.ru C 2008 года МЫ СОЗДАЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА НЕЗАВИСИМО ОТ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧАСТНИКОВ. IZO-ФЛАМИНГО

IZO-ФЛАМИНГО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » IZO-ФЛАМИНГО » НОВОСТИ НАУКИ » АТАКА НА ИСКУССТВО


АТАКА НА ИСКУССТВО

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Венера, я тебя убью!

Из истории древних времен известно, что варвары, захватив Рим, разрушили многие бесценные памятники античности. И это только один подобный пример. Почему же на протяжении тысячелетий в разных странах периодически совершаются атаки на искусство? Кто и зачем пытается уничтожить шедевры, приносящие людям радость и эстетическое удовольствие?

«Вандалы» — так современное общество называет тех, кто покушается в музеях на картины и скульптуры. И актов вандализма по всему миру, к сожалению, становится все больше. Если грек из города Эфес Герострат, чтобы прославиться в веках, сжег одно из чудес света — храм Артемиды, то современные вандалы преследуют, как им кажется, совсем другие цели.

В России первый акт вандализма зафиксирован в январе 1913 года в Третьяковской галерее. Молодой иконописец, старообрядец Абрам Балашов, находясь около картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» внезапно выхватил из-за голенища нож и с криком «Довольно крови!» трижды ударил в безумное лицо царя. Подоспевшим служителям музея Балашов не оказал сопротивления. Выяснилось, что шедевр Репина изуродовал ценитель и знаток живописи, который был постоянным посетителем галереи. Картина буквально свела с ума Абрама — в силу своих убеждений он не мог смириться со сценой убийства и решил таким образом прервать затянувшееся страшное событие.
...Механизм воздействия произведений искусства на психику человека почти не изучен. Только в 70-е годы прошлого века психиатры обратили внимание на то, что некоторые туристы в музеях Италии впадают в возбужденное состояние, окружающие картины для них как будто бы оживают, и люди оказываются полностью во власти живописных полотен. Великий Стендаль во Флоренции сам, можно сказать, стал жертвой этого явления и впервые описал его: «Я впал в экстаз, все так ярко взывало к моей душе... Сердце дрожало от восторга, жизнь покидала мое тело, я шел, боясь упасть».

Не исключено, что и Балашов пережил нечто подобное, и это чуть не привело к потере великого произведения.

«СЕРЫЕ МЫШКИ» И «СИНИЕ ЧУЛКИ»

10 марта 1914 года в Лондонской национальной галерее студентка-искусствовед несколько раз проткнула кухонным ножом картину Веласкеса «Венера перед зеркалом». «Серая мышка» Мэри Ричардсон заявила арестовавшим ее полицейским: «Я борец за права женщин. Мужчины пялятся на прекраснейшую Венеру, как на порнографическую открытку. Я положила этому конец, и все женщины мира благодарны мне за это!».

Поступок «Мэри-потрошительницы» поверг ее соотечественников в шок. Картина Веласкеса была уникальна не только как художественное произведение — впервые в истории страны, чтобы не допустить вывоза картины за границу, англичане по подписке собрали 45 тысяч фунтов и выкупили «Венеру» у прежнего владельца, который хотел продать ее за рубеж. «Венера» была поистине собственностью всей Англии.

Преступление Мэри Ричардсон словно бы послужило сигналом к началу массовой атаки на культурные сокровища Великобритании. Суфражистки, борясь за права женщин, избрали своими жертвами картины, скульптуры и витражи по всей стране. Эти активистки, «серые мыши» и «синие чулки», организовали поджоги нескольких шотландских замков, взорвали бомбу в Вестминстерском аббатстве и в церкви Святого Георгия в Лондоне. За первую половину 1914 года суфражистки совершили больше сотни нападений на произведения искусства. Разбушевавшихся женщин остановила только Первая мировая война.

Термин вандализм возник в годы Французской революции, когда по всей Европе прокатилась волна публичных «казней церквей». От рук революционных масс гибли скульптуры романских и готических храмов. Был взорван построенный в X веке собор монастыря Клюни в Бургундии. Наследник революции Наполеон из священных камней собора выстроил по всей Франции... образцовые конюшни.

ПРОТИВ ХРИСТА И БУДДЫ

В российской истории таких примеров — великое множество. Кампания по изъятию церковных ценностей, проведенная большевиками в 1922 году, стала началом физического уничтожения духовенства и христианских реликвий. Разорялись церкви, иконы рубили топором, сжигали в печи... Символом разрушения церковного искусства стал взорванный храм Христа Спасителя в Москве. Но может быть, подобные события остались в далеком прошлом? К сожалению, это не так.

Каменная статуя Будды Шакьямуни (высотой 54 метра) была высечена в скале в местности Бамиан на территории современного Афганистана. Рядом находилось чуть меньшее изваяние. Здесь в I веке н.э. буддисты основали свой монастырь. Во время монгольского нашествия в 1222 году статуи незначительно пострадали, а монастырь был разрушен. Каждый, кто видел изваяния Будды, поражался их величественному виду. Но в феврале 2001 года талибы взорвали Большого Будду. Этим актом они стремились привлечь внимание мировой общественности к своим проблемам. Но вряд ли вандалы получили желаемое.

Всеобщее презрение стало им заслуженной «наградой».

«КИСЛОТНЫЙ ТЕРРОРИСТ»

Самого опасного для музеев человека в 1974 году создал — подобно Франкенштейну — гамбургский нейрохирург Дитер Мюллер. Ханс Больман до этого знаменательного года был тихим шизофреником, панически боявшимся огня и воды. Но Больмана выбрали в качестве пациента для проведения показательной операции. Хирург гарантировал ему полное излечение после того, как на его мозг воздействуют электрическим разрядом. Однако результаты операции оказались более чем удручающими. Электрошок вызвал странную реакцию в организме Больмана. Теперь свой страх перед огнем и водой он решил побеждать... серной кислотой! Растворяя с ее помощью картины известных художников, Больман получал освобождение от своей фобии. Сожжение живописных полотен кислотой доставляло ему наслаждение, похожее, наверное, на то, которое испытывает садист, терзающий свою жертву.

Больман, человек с тонким художественным вкусом, атаковал картины только известных и любимых всеми авторов. За 30 лет его «деятельности» музеям Германии был нанесен ущерб в 130 миллионов долларов! Пациент доктора Мюллера обезобразил более 50 шедевров, за что отсидел в тюрьме около семи лет. Но, поскольку Больман не представлял опасности для людей, из тюрьмы его переводили в психиатрическую клинику. Именно оттуда он с постоянством, требующим лучшего применения, совершал свои набеги на лучшие галереи Германии. К счастью, все служители музеев уже знали шизофреника в лицо, и, видимо, это не позволило ему в последние годы уничтожать произведения искусства.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Но бывают случаи, когда на шедевры покушаются и сами художники. В марте 1997 года в Амстердаме, в музее Стеделийк молодой человек подошел к картине Казимира Малевича «Супрематизм», достал из кармана баллончик с зеленой краской и одним «росчерком пера» изобразил на картине огромный знак доллара.

Схватившим его сотрудникам музея вандал заявил, что его поступок — это художественная акция: только что на глазах всех присутствующих родилось новое произведение искусства, а именно «Супрематическая композиция со знаком доллара». Этим новоявленным автором оказался художник из России Александр Бреннер. Об остальных его произведениях мировая общественность как-то не была наслышана.

В поступке Бреннера видится сознательное надругательство над чужим творчеством. Кстати, по мнению этого «культурного вандала», Малевич создавал коммерческое искусство и предал идеалы русской школы живописи. Бреннера осудили, однако прямо на суде возникла дискуссия: как все-таки оценивать данный поступок — как акт вандализма или как акт искусства?

В здание национального музея в Каире вандалы разрушили несколько древних мумий фараонов
...Многие считают, что искусство и жизнь никак не связаны друг с другом. Но сумасшедшие, «идейные» вандалы и даже сами художники покушаются на произведения искусства, как на живых людей. А вандалы ведь ничем не лучше убийц. Но и картины — не просто жертвы. Они сами могут свести человека с ума, уничтожить его. Вандализм — это трагическая грань взаимоотношений мира людей и мира искусства.
Ульяна Засыпкина
НА ФОТО ИЗРЕЗАННАЯ КАРТИНА-ШЕДЕВР ИЗ МУЗЕЯ ПАРИЖА
© 2010 Ufolog.ru   иСТОЧНИК :http://www.ufolog.ru/publication/3619

+1

2

NinaArtizo написал(а):

НА ФОТО ИЗРЕЗАННАЯ КАРТИНА-ШЕДЕВР ИЗ МУЗЕЯ ПАРИЖА

Это бешенные тараканы, которые проникают в общество и вредят.
Спасибо , Нина, за интересные новости.

0

3

Нина, спасибо за интересный материал. Взаимоотношения человека и произведения искусства многогранны и это тоже одна из граней. Художественные произведения обладают иногда колоссальной силой воздействия и это воздействие может быть воспринято, как своего рода, экспансия, направленная на внутренний мир воспринимающего. Конечно, в большинстве случаев человек просто отходит от картины, закроет книгу, выключает музыку, почувствовав "диссонанс", но... есть люди с особым восприятием, попадающие под гипноз, теряющие границу между реальностью "живой" и художественной.
А бывают случаи, когда уклониться от общения с произведением искусства по какой-то причине невозможно. Тут мне вспоминается история с изразцовой печью, которую рассказал экскурсовод "Дачи Шаляпина" в Кисловодске. После того, как Шаляпин эмигрировал эту дачу разграбили и превратили в большую коммуналку. В концертном заде разместилась простая семья со всяким скарбом. Потом Шаляпина потихоньку простили, жильцов выселили и решили оборудовать музей. Во время ремонта в углу зала откололи кусок штукатурки - вместе с ней вывалилась цветная изразцовая плитка. После расчистки обнаружилась великолепная печь, выполненная по эскизам Врубеля. Жильцы комнаты "замуровали" - вандализм? В общем-то да. Но, в каой-то мере оправданный - можно представить себе как раздражал бедных людей это бесполезный предмет роскоши, на фоне которого их собственный быт выглядел еще жальче. Я им посочувствовала, но и порадовалась тому, что они не добрались до потолка)))

А еще на эту тему есть такая любопытная статья: http://dr-van-mogg.livejournal.com/42105.html

Отредактировано Евита (2011-08-04 21:45:20)

0

4

Недаром считается, что психология человека - самая трудная наука, потому что объект изучения не поддается типизации.Каждый человек уникален и как он среагирует на произведение искусства неизвестно. Думаю, не последнее место в этом играет воспитание. А может я ошибаюсь.

0


Вы здесь » IZO-ФЛАМИНГО » НОВОСТИ НАУКИ » АТАКА НА ИСКУССТВО